20 февраля 2012 г.

Smirnoff-Bay - лётчик-ас Иван Смирнов, Голландия.

Будущий летчик-ас появился на свет 30 января 1895 в деревне вблизи города Владимир, и был четвертым ребенком в крестьянской семье. После начала Первой Мировой пошёл добровольцем в армию, и был записан в 96-й Омский пехотный полк, вместе с которым сражался на Северном фронте, причем сражался так хорошо, что в 19 лет удостоился Георгиевского Креста 4-ой степени. 8 декабря 1914 получил тяжелое ранение, стоял вопрос об ампутации ноги. На лечение его поместили в госпиталь в Петербурге, где из окна было видно аэродром. Вид взлетающих самолетов произвел на молодого человека неизгладимое впечатление, и после выхода из госпиталя он решает стать лётчиком. После обучения в Петербурге и Москве был зачислен в 19-ую  эскадрилью под руководством известного лётчика-аса Александра Казакова. Первой машиной Смирнова стал  Nieuport 10, а впервые сбить самолет врага молодому пилоту удалось 20 декабря 1916, после чего ему было присвоено звание прапорщика. Потом Смирнов пересел на французскую машину - Morane-Saulnier, на которой сбил 5 самолетов противника. В марте 1917 1-ая Боевая Авиагруппа была перемещена в Галицию, где в воздушных боях в новом пространстве Смирнов сбил ещё 6 немецких летательных аппаратов, за что получил Георгиевский Крест (2-ой и 3-ей степеней). 31 октября 1917 он получил наконец Орден Святого Георгия за ещё один сбитый самолёт. В ноябре им были сбиты ещё 2 аппарата. Всего за Первую Мировую Иван Смирнов сбил более 20 самолётов врага, при этом оставаясь невредимым. Но 14 декабря 1917 механик предупредил его, что сверху готовят убийства офицеров старой дореволюционной формации, что заставило Ивана покинуть подразделение и на короткий период присоединиться к Белой Армии, где он исполнял обязанности военного представителя Деникина во Франции.

Эмиграция.

После поражения белых Иван Смирнов решает уехать в Англию, где становится инструктором британских лётчиков. Позже, в 20-ые и 30-ые он работает пилотом в таких авиакомпаниях, как  SNETA в Бельгии и KLM в Голландии. В 1925 женится на актрисе датского происхождения Марго Линнет (урожденная Margot Krøyer: 2 марта 1899 - 3 июля 1947), а в 1927 получает гражданство Голландии. В 1933 Смирнов и его экипаж приобретают всемирную известность, установив рекорд по длительности полёта на тот момент - от Амстердама до Джакарты они летели около 4 суток - с 18 по 22 декабря туда и с 26 по 30 декабря обратно. За это все рекордсмены стали Почетными Кавалерами Ордена Орандж-Нассау.

Вторая Мировая.

Во время Второй Мировой Войны Иван Смирнов был пилотом KLM в Голландской Ост-Индии. В январе 1942 он был мобилизован в королевские ВВС в звании майора. В таком качестве он совершил много героических перелетов, умело управляя своим летательным аппаратом. Например, 3 марта 1942 Смирнову предстояло выполнить ставший потом знаменитым полёт из индонезийского Бандунга в австралийский Брум, имея на борту своего Pelikaan (Douglas DC-3 Dakota) беженцев, а также суперценный груз из бриллиантов, чья стоимость сегодня составляла бы 20-40 млн. австралийских долларов. Бриллианты Смирнову передал начальник аэропорта в Бандунге Ханс Виссе, и они предназначались Объединённому Австралийскому банку. Всё это надо было осуществить в условиях наступления японцев. После вылета в 1:15 уже около 10 утра в 80 км от пункта назначения самолёт Ивана Смирнова атаковали 3 японских истребителя (Mitsubishi A6M Zero) под общим командованием Зендзиро Мияно. Они засекли самолет Ивана, когда возвращались с очередного задания. В ходе преследования русский лётчик был ранен в ногу и в бедро, но при этом он продолжал мастерски лавировать транспортным самолетом, закладывая крутые спирали (steep spiral). До Брума было ещё далеко. Уже на подлете к пункту назначения самолет был серьезно поврежден японцами, несколько пассажиров тоже были ранены и существовала реальная вероятность крупной авиакатастрофы. Но в таких агрессивных и неудобных условиях, превозмогая боль, Иван Смирнов нашёл оригинальное решение по спасению пассажиров - решил жестко садиться прямо на пляж, при этом он прикидывал посадку так, чтобы уже горящий нос самолета оказался в воде. Тут важно было не загнать машину совсем далеко в море, так как тогда все бы утонули, но в то же время надо было сбить пламя, а то все бы сгорели. Иван Смирнов, будучи неоднократно рененым, после тяжелейшего перелета на неудобном для маневров подбитом транспортном самолёте блестяще справился с задачей, посадив аппарат именно так, как это было нужно. Однако, 4 пассажира скончались от причиненных японцами ранений до прихода помощи, а бриллианты рассыпались в суматохе, хотя потом где-то шестая часть из них была всё же найдена, причем у самых невероятных людей в самых невероятных местах - настоящая детективная история! Наконец, пришла помощь из Биглз Бэй.

Спустя год после этого находившийся в тот день на борту голландский пилот лейтенант Питер Эйдриен Крэмерус так описал происходившее репортёру одной из американских газет:

"- В Бандунге мне приказали поступить в лётную школу в Австралии, куда я должен был отправиться следующим самолетом. Это был DC-3, капитаном которого был Иван Смирнофф, урожденный русский, натурализованный голландский гражданин. После того как на рассвете мы добрались до Австралии, нас атаковали три японских истребителя, возвращаюшиеся после налёта на Брум. Смирнофф показал, наверное, наивысшее лётное мастерство во всём мире, когда спиралью уходил от японских атак и совершал аварийную посадку на берегу..."

Надо ли говорить, что в память об этом невероятном перелете то место, куда раненый лётчик Иван Смирнов посадил горящий самолет с людьми, теперь назвается «Смирнофф Бэй» (на современной карте от гугла оно называется Smirnoff Beach)?

После войны.

После войны уже немолодой Смирнов продолжал работать пилотом  KLM  на маршрутах в Индонезии, пока в 1948 не получил весьма заманчивое предложение от American Atlas Supply Company (дочерняя компания Standard Oil Company) быть пилотом самолета Douglas DC4, на котором главы крупнейших американских фирм должны были совершить 100-дневное путешествие, посетив 5 континентов и налетав 80 000 км с рекламными целями - отличный проект в конце карьеры лётчика!

В 1950 Иван Смирнов уходит на пенсию и уезжает на испанский остров Майорка, где спокойно наслаждается заслуженным отдыхом. К тому моменту его первая жена Линнет уже скончалась, и последние годы он был женат на американке Нике Редвуд (род. 1911). Именно там, на Майорке, 28 октября 1956 и скончался выдающийся летчик-ас, участник двух мировых войн Иван Васильевич Смирнов.

Награды.
  1. Солдатский Георгиевский крест
  2. Золотое Оружие
  3. Орден Святой Анны 4-й и 3-й ст.
  4. Орден Святого Георгия 4-й ст.
  5. Орден Святого Станислава 3-й ст. с мечами.
  6. Орден Святого Владимира 4-й ст. с мечами,
  7. Орден Белого орла (Сербия),
  8. Французский орден "Croix de Guerre"
  9. Почетный Кавалер Ордена Орандж-Нассау (Нидерланды)
Наследие.

Книга Smirnoff Tells (1938), И Смирнов - о приключениях до Второй Мировой.
Книга The Future has Wings (1947), И. Смирнов.
Книга The Smirnoff Story (1960), Эн Робертсон, журналистка, друг И. Смирнова.

Более полные материалы о жизни И. Смирнова на английском языке можно найти тут или на русском языке тут.

Комментариев нет:

Отправить комментарий