Будущий выдающийся инженер-строитель Игорь Павлович Попов родился 6 (19 по новому стилю) февраля 1913 в Киеве в семье врачей Павла Попова и Зои Дерябиной, у которых был ещё один сын - Николай, младший брат Игоря. Со стороны отца предки семьи происходили из Новгорода, откуда были переселены на Урал во времена Ивана III. Со стороны матери - из Кирова. В Киеве семья оказалась по работе отца - Павел Попов получил место профессора в Киевском Университете, куда прибыл из Томска. Кроме того, со стороны отца имеются родственные связи с изобретателем радио - Александром Поповым.
Отца Игоря Попова призвали на фронт Первой Мировой войны, он служил доктором на территории современной Беларуси. Ввиду близких боевых действий семья отъехала в Пензу. Вскоре на фронте настал коллапс, что вкупе с событиями в России способствовало массовому исходу солдат домой. В очень изможденном состоянии, которое удивило всех по приезду, Павел Попов поехал в родительский дом в Пермь, туда же прибыла его жена Зоя с детьми. В течение какого-то времени они жили там более-менее спокойно, возобновив свои врачебные практики, но революционный хаос и война разрастались. Вскоре Павел Попов получил работу в медпоезде, принадлежавшем Белому движению. Поезд ходил по Транссибу и обслуживал раненых солдат. Семья жила с ним в 1918-1919 прямо в вагоне, так как разъединяться и оставаться в разных местах было опасно. В определенный момент возникла такая ситуация, что на западе страны победили коммунисты, на востоке они блокировали порты, а потому единственным путем спастись для многих людей была дорога на Маньчжурию, по которой без особых приключений семья Поповых в 1921 оказалась на уже китайской территории. Вскоре отец нашёл работу врача в городе Хайлар, а затем в городе Пограничный, где Игорь Попов впервые пошёл в школу. Затем в 1924 Поповы оказались в Харбине, где Игорь получил базовые знания немецкого и английского языков. Позднее в сообществе белоэмигрантов возникли разногласия на почве отношения к новой стране - СССР, а также в городе стало неспокойно из-за китайско-японских проблем. Тогда Поповы решили уехать. Обычными направлениями были США и Аргентина, при этом США выставляли уже в то время очень высокие входные данные для эмигрантов, которым семья Попова всё же смогла удовлетворить, и в 1927 через Японию и Корею въехать в Сан-Франциско.
В Америке в возрасте 14 лет Игорь поступил в Политехническую школу, которую окончил за 2 года вместо 4 - в 16, будучи "звездой" класса по математике. В момент получения документов чиновники переиначили его имя, которое с тех пор стало Егор вместо Игоря. Отец пересдал медицинские дисциплины и успешно стал работать доктором. Егор же активно участвовал в скаут-движении и учился в колледже. Один из преподавателей советовал Егору пойти дальше в Стэнфорд, но это оказалось слишком дорого, а потому молодой человек выбрал Беркли, который тогда поддерживался государством. Егор Попов поступил на инженера-строителя в Беркли в 1929 и окончил в 1933, прямо в разгар Великой Депрессии. Найти работу молодому специалисту в то время было крайне сложно, и Егор Попов по совету профессора Хардинга решает продолжить обучение, выиграв стипендию от MIT на 1934, где Попов получил степень магистра, исследуя подвесные мосты. Затем в 1935 он выигрывает стипендию от Калифорнийского Технологического института, где обучался до 1937, подрабатывая тестированием материалов для одной из лабораторий. C 1937 Попов работал в фирмах Fullerton, E. F. Rudolph и других компаниях, где со временем занял руководящие должности, отвечая за возведения школ, торговых центров, университетских корпусов, специализируясь на аспекте сейсмоустойчивости, что всегда имело значение для Калифорнии. Попов являлся первопроходцем и лидером в этой области знаний.
В 1946 получил степень доктора в Стэмфорде под руководством профессора Степана Тимошенко и в том же году присоединился к университету Беркли в качестве преподавателя, читая курсы механики студентам строительных специальностей и управляя организованной лабораторией. В 1953 сам стал профессором. Параллельно Егор Павлович работал в различных проектах, в числе которых знаменитый Бэй-Бридж между Сан-Франциско и Оклендом, музей современного искусства в Сан-Франциско, Трансаляскинский нефтепровод (длиной 1288 км) и работа для NASA в Хьюстоне. Областью его интересов были морские нефтяные платформы, проблемы сейсмоустойчивости конструкций, трубопроводы и мосты. В 1977 коллеги организовали конференцию в честь 30-летия его активной преподавательской деятельности, с которой он ушел в 1983, продолжая тем не менее участвовать в научной жизни.
Скончался профессор Беркли, выдающийся инженер и преподаватель Егор Павлович Попов в больнице в Калифорнии 19 апреля 2001 года от сердечного приступа. На тот момент его семью составляли брат Николай, дети Екатерина и Александр, а также 6 внуков. Учебники Попова по механике твёрдых тел были переведены с английского на испанский, португальский, японский, иврит, турецкий, персидский, индонезийский, корейский языки, став классическими для студентов практически по всему миру.
- Член Национальной Академии Инжиниринга за вклад в механику твёрдых тел, 1976
- Медаль Ховарда от Американского общества гражданских инженеров, 1976
- Медаль Джеймса-Кроеса за работу "Eccentrically braced steel frames for Earthquakes", 1979
- Медаль Натана Ньюмарка за вклад в науку, 1981
- Медаль Джеймса-Кроеса за работу "Seismic behavior of structural sub-assemblages", 1982
- Почетный член Американского общества гражданских инженеров, 1986
- Медаль Нормана за работу "Inelastic response of tubular steel offshore towers", 1987
- Медаль Дж. Хоуснера от Института Исследований Землетрясений, 1999
- Премия за прижизненные достижения от Американского Института Стальных Конструкций, 1999
- Член национальных списков "Who`s who in America", "Who`s who in the West", "Who`s who in Engineering", "Men of Achievement" и других.
Основными работами (а всего Егор Попов написал их лично или в соавторстве с кем-то более 300) считаются:
- Introduction to Mechanics of Solids, Prentice Hall, 1968.
- Mechanics of Materials, 2nd ed., Prentice Hall, 1976.
- Engineering Mechanics of Solids, 2nd ed., Prentice Hall, 1998.
Более подробно с историей жизни Егора Попова и его семьи можно ознакомиться на английском языке тут, прочитав большое интервью, данное им Стэнли Скотту (сейчас оно вошло в серию публикаций и стоит 15 долларов).
Комментариев нет:
Отправить комментарий