С середины 19 века и до полета братьев Райт 17 декабря 1903, которым ознаменовалось подлинное начало эры современной авиации, в мире было сделано 40-45 попыток подняться в воздух, получивших широкую известность. Братья Райт не были первыми людьми в небе в строгом и буквальном смысле, но их полет признан всеми как знаковый и открывший новую эпоху, так как он был первым, который отвечал четырем необходимым признакам: их аппарат был тяжелее воздуха; он контролировал все оси полета; использовалось топливо; полет мог быть длительным. До них имели место краткосрочные перемещения в небе на мощных и слабо контролируемых аппаратах или же просто планерах. Одну из таких попыток до наступления эры братьев Райт осуществил в США уроженец города на Неве Пётр Бутусов.
Пётр Павлович Бутусов родился в 1846 (по данным американских источников - в 1851) в Петербурге. В 18 лет поступил моряком на торговое судно и проплавал много лет, пока не уволился в 1880 с должности второго помощника капитана. В 1881 прибыл в США и поселился в Чикаго. За долгие годы в плаваниях Бутусов насмотрелся на парящих альбатросов и загорелся идеей создать модель летательного аппарата, похожую на этих птиц. Первый планер построил в 1889 и, по его уверениям, даже совершал на нём полеты. В отделе рукописей Библиотеки Конгресса хранится составленное Бутусовым описание испытаний этого аппарата, проходивших около Mammoth Cave в штате Кентукки. По по его рассказу, он стартовал с обрыва высотой 100 футов и планировал на рекордные на тот момент расстояния от 600 до 900 метров, что, однако, вызывает сомнение у исследователей.
Второй планер, названный «Альбатрос» (заявка на патент подана 17 июля 1896), был построен Бутусовым из дерева и полотна при финансовой помощи Октавио Шанюта в Чикаго. Он имел размах крыла 12 метров и весил 86 кг. Управление осуществлялось с помощью руля направления и специальной подвижной поверхности над крылом (руля высоты), которые управлялись вручную. Для равновесия машины в полете пилот мог менять свое положение, двигаясь назад и вперед по специальной доске длиной 2,5 м, или же отклоняя туловище вбок.
Намеченные на сентябрь того же года испытания в парке Индиана Дюнс на берегу озера Мичиган получили широкую огласку в прессе и ожидались с нетерпением. И хотя в самом начале «Альбатрос» смог парить на высоте около 1 метра, а потом даже совершил 1 удачный полет с грузом, но затем ряд обстоятельств, в том числе погодные условия (слабый и неправильного направления ветер) и неудачная конструкция опоры, помешали провести полет с человеком на борту, и испытания в итоге были признаны неудачными и не оправдавшими надежд. После другой попытки в 1897 планер упал, и Бутусов два года пролежал в постели, не в состоянии ходить. В 1900 он построил еще один планер, но потом был перерыв, и снова вернулся к этому занятию Петр только после 1910, продолжая исследования в области полетов. В 1915 Бутусов получил патент №1154842 на полезное усовершенствование снаряжения летчика. Речь идёт о чем-то наподобие надувного спасательного жилета, который позволял бы держаться потерпевшему катастрофу пилоту на воде.
После приезда в США Бутусов взял себе имя Вильям Пол, под которым его знали коллеги, и женился на молодой уроженке Эльзаса, также эмигрантке, Жозефине Хоффнер (1861 г.р.). У них было 7 собственных детей и 1 усыновленный. Достаточно многочисленное потомство проживает в США в основном в штате Иллинойс.
Комментариев нет:
Отправить комментарий