Александр Алексеев родился 18 апреля 1901 в Казани, но детство провёл в Стамбуле, где его отец Алексей Алексеев работал военным атташе. У Александра было ещё два брата - Владимир и Николай. Владимир позже застрелится, а Николай пропадет без вести на территории Грузии во время революции.
В детстве Александр редко видел отца из-за занятости последнего. Вместе с матерью учил французский язык и начал весьма неплохо рисовать. Позже Алексеева-старшего застрелит в Баден-Бадене какой-то турк по не очень понятным мотивам. Возможно, это случилось из-за того, что как атташе он много знал о делах на Ближнем Востоке.
После этого семья поменяла несколько мест, пока мать не решила осесть около Петербурга - сначала в Гатчине, а потом в Лесном. За время переездов маленький Александр впервые увидел кино в Риге. Оно произвело на мальчика огромное впечатление. Ему показалось странным, что изображение на экране отображается на линзе проектора, и только через несколько лет Алексеев осознал, что это наоборот изображение из линзы отображается на экране.
В 1908 в 7 лет Александр был принят в Кадетский Корпус в Петербурге, где его любимым предметом стало рисование. Там были заложены основы его будущей профессии. Вместе с братом Владимиром они были в числе лучших учеников своих курсов.
Эмиграция.
Когда началась революция, Алексеев был лояльно настроен к коммунистам, но тот факт, что они убили его дядю, заставил молодого человека изменить свои взгляды. В 1921 вместе с группой кадетов он покинул Уфу, где тогда находился, и отправился во Владивосток. Там он сел на корабль до Египта и сошел на берег уже во Франции. С собой у Алексеева было рекомендательное письмо, с которым он явился к жившему в Париже художнику-постановщику Сергею Судейкину. В итоге Алексееву удалось устроиться в театр и он поселился в богемном районе французской столицы Монпарнас. Также занимался созданием иллюстраций к известным литературным произведениям. В 2005 петербургское издательство «Вита Нова» выпустило четыре тома с двумя сотнями великолепных иллюстраций художника, в том числе к таким произведениям, как «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского и «Анна Каренина» Л.Н.Толстого.
В 1923 Алексеев женился на актрисе А.А. Гриневской, незаконнорожденной дочери одного знатного человека в Петербурге, которая жила в Париже с тётей. Судя по всему, она была отличной актрисой, так как её звал играть Станиславский, но она предпочла семейную жизнь с Алексеевым. В том же 1923 у них родилась дочь Светлана. Во время работы над гравюрами Алексеев повредил легкое, надышавшись азотной кислотой, из-за чего ему пришлось пару лет провести в санаториях. На это время семью обеспечивала Гриневская.
Союз с Клэр Паркер.
В 1931 американская студентка-искусствовед Клэр Паркер приехала в Париж на стажировку. В одном из магазинов она увидела работы Алексеева, которые произвели на неё большое впечатление. Паркер решила познакомиться с ним, узнав адрес у владельца магазина. "Я ожидала увидеть старого почтенного джентельмена с белой бородой, но вместо этого встретила высокого поджарого симпатичного мужчину аристократической внешности. Наш первый урок окончился на скамейке на набережной Сены, где мы держались за руки," - позже вспоминала Паркер. Алексеев взял её ученицей, а уже через несколько месяцев между ними была связь. Гриневская тяжело приняла эту ситуацию. Отношения между ней и Алексеевым постепенно становились только рабочими. Вместе со всей группой, которая включала еще несколько человек, они снимали рекламные мультипликационные ролики. Параллельно шла работа над созданием игольчатого экрана. Он представляет собой вертикальную плоскость, через которую проходят равномерно распределенные длинные тонкие иглы, которые могут перемещаться перпендикулярно плоскости экрана. Число игл может составлять до миллиона штук. Иглы, обращенные острием к объективу - не видны, но неравномерно выдвинутые иглы отбрасывают тени разной длины. Если выдвинуть их — картинка темнеет, если втянуть — светлеет. Полностью втянутые иглы дают белый лист без теней. Патент № 387554 был выдан 11 июля 1935.
В 1931 была начата работа над созданием первого фильма с помощью этой техники. Он назывался "Ночь на Лысой горе" и был закончен в 1933. В фильме была использована музыка Мусоргского.
Посмотреть этот его можно на ютубе. В то время он был отлично принят зрителями и критиками и позже признан шедевром мирового анимационного кино, хотя сама техника оказалась насколько интересной и новой, настолько и время- и трудозатратной.
В 1936 Алексеева приглашают работать в Берлин, где он сделает несколько анимационных фильмов. В 1940 Алексеев официально развелся с Гриневской и женился на Паркер. Ввиду наступления немцев он вместе с новой женой оформил америанскую визу в Бордо и перехал в США. В 1943 в Канаде они выпустили второй фильм, сделанный по технике игольчатого экране - En passant, который вышел в 1944. После войны в 1946 вся творческая группа снова воссоединилась в Париже, и работа продолжилась. Здесь они сделали фильмы Нос (1963), Картинки с выставки (1972), Три темы (1980). А в 1959-м игольчатый экран был использован для создания книжной графики – иллюстраций к роману Пастернака "Доктор Живаго". Начиная с 1950-х к Алексееву и Паркер пришло широкое признание. Первые фильмы получили диплом на Венецианской биеннале, Алексеев стал членом Французской кинематографической академии, участвует в создании фестиваля в Аннеси. В итоге ими были сняты 41 рекламный ролик, 6 анимационных фильмов с помощью игольчатого экрана, а также Алексеев сделал иллюстрации для 41 литературного произведения таких авторов, как Гоголь, Пушкин, Достоевский, Эдгар По. Творчеству А. Алексеева посвящены фильмы: «Pinscreen/L’ecran d’epingles» (реж. Н. МакЛарен, Канада, 1979), «Игра теней, или Неизвестный Алексеев» (реж. М. Трофимов, Россия, 1994), «Александр Алексеев. Возвращение» (реж. В. Миславский, Украина, 1995). Скончался Александр Алексеевич Алексеев 9 августа 1982 в Париже.
Комментариев нет:
Отправить комментарий